
Информационная справка
1. Наименование детского оздоровительного лагеря |
Муниципальное бюджетное учреждение Детский оздоровительный лагерь «Чайка» |
2. Полное наименование программы |
Программа деятельности муниципального бюджетного учреждения детского оздоровительного лагеря «Чайка» «Прикоснувшись к волшебству» |
3. Авторы программы |
Заместитель директора по воспитательной работе – Е.А. Можаева
Культурный организатор – С.А. Плотников |
4. Цель программы |
Целью данной программы является организация эффективного отдыха и оздоровления детей в период летних каникул, через создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, индивидуальных способностей и творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей. |
5. Адресат проектной деятельности (категория и количество участников) |
Дети и подростки в возрасте от 7 до 17 лет
Количество участников: 100 детей на смене |
6. Сроки реализации программы |
25.06.2024 – 15.07.2024
19.07.2024 – 9.08.2024 |
7. Направление деятельности, направленность программы |
Спортивно-оздоровительная |
8. Краткое содержание программы |
Из школьной жизни ребята перенесутся в мир приключений и чудес. Каждый научится верить в чудеса и совершать их. Ребята станут участниками увлекательной игры, студентами школы Волшебства пройдут по тропам доверия и взаимопомощи. Для них откроются волшебные пути, где каждый сможет проявить себя. Дети будут бороться за звание лучшего волшебника, поймут, что главное чудо – это мы сами и люди, которые нас окружают. |
9. Ожидаемые результаты |
1. Отдыхающие сформировали ответственное отношение к своему здоровью. Включение детей в физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность, способствовало развитию физических, волевых качеств и ценностей здорового образа жизни.
2. Приобрели опыт коллективного творчества и навыки самоорганизации. Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
3. Повысили уверенность коммуникативной культуры, развили уверенность в себе, адаптировались в детском коллективе. При активном участии детей в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
4. Получили новые знания и расширили свой кругозор. Проведение профилактических мероприятий, мастер-классов и бесед помогут детям в формировании отношения понимания, заботы о людях, а также сохранению и популяризации семейных ценностей |
10. Адрес организации |
632561 Новосибирская область, Чулымский район, село Новоиткульское, ул.Сибирская, 50 |
11. Ф.И.О. руководителя организации |
Наталья Николаевна Кондратьева |
12. Число педагогов, уровень их квалификации |
Педагогический состав:
– студенты педагогических ВУЗов – 10 чел.;
– преподаватели общеобразовательных школ – 0 чел. |
Краткая характеристика участников программы
В период летней кампании 2024 года МБУ ДОЛ «Чайка» планирует принять детей в возрасте от 7 до 17 лет. Дети разного социального статуса: дети из полных семей, дети из неполных семей, дети-сироты, дети ТЖС, дети участников СВО.
Прибывшие в лагерь дети будут разделены на отряды согласно возрастному критерию.
В ДОЛ «Чайка» создана уникальная среда, в которой ребенок может получать и применять свои знания, умения и навыки, однако имеющих результат, который является ступенью к освоению новых компетенций:
– спортивное направление;
– общелагерные мероприятия призваны развить у детей и подростков социально-полезные навыки, познавательный интерес к различным сферам жизни, углубить знания о комплексном понимании здорового человека и активного гражданина;
– проектные мероприятия (творческие проекты) отражают идею развития лидерского потенциала, креативного мышления и умения командной работы в различных позициях;
– сквозные мероприятия (не в тематику смены) направлены на самореализацию и творчество, удовлетворение потребностей детей в физической активности, возможность проявить скрытые таланты и личностные качества
Целевой блок программы
Целью данной программы является организация эффективного отдыха и оздоровления детей в период летних каникул, через создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, индивидуальных способностей и творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей.
2. Приобщение отдыхающих к творческим и интеллектуальным видам деятельности, стремление к познанию окружающего мира посредством включения в различные виды творческой деятельности.
3. Формирование у отдыхающих навыков общения и нравственных норм поведения.
4. Формирование у отдыхающих представлений о традициях и ценностях в семье.
5. Создание условий для физического оздоровления детей и осмысленного отношения каждого ребенка к своему здоровью. 6. Развивать мотивацию здорового образа жизни, через игровые, состязательные формы деятельности.
Предполагаемые результаты:
1. Отдыхающие сформировали ответственное отношение к своему здоровью. Включение детей в физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность, способствовало развитию физических, волевых качеств и ценностей здорового образа жизни.
2. Приобрели опыт коллективного творчества и навыки самоорганизации. Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
3. Повысили уверенность коммуникативной культуры, развили уверенность в себе, адаптировались в детском коллективе. При активном участии детей в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
4. Получили новые знания и расширили свой кругозор. Проведение профилактических мероприятий, мастер-классов и бесед помогут детям в формировании отношения понимания, заботы о людях, а также сохранению и популяризации семейных ценностей
Основополагающие принципы программы
Принцип сотрудничества. Определение общих целей педагогов и детей, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Принцип мотивации деятельности. Учет пожеланий детей при включении их в какую-либо деятельность; наличие цели - доступной, понятной, осознанной; доверие ребёнка при выборе средств и способов достижения поставленной цели.
Принцип вариативности. Создание условий для выбора ребятами форм деятельности; поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.
Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации, самоутверждению. Использование гуманистических личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания в работе с детьми.
Принцип событийности. Наличие ярких запоминающихся событий, творцами и участниками которых являются члены коллектива.
Принцип патриотического образования. Постижение культуры и традиций родного края, вовлечение в практическую деятельность.
Критерии и способы оценки качества реализации программы
Для того, чтобы программа начала работать, нужно создать условия, чтобы каждый участник процесса (вожатый и ребенок) нашел свое место, имел мотивацию к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
– Постановка реальных целей и планирование результатов программы.
– Соответствие содержания мероприятий уровню подготовки и развития детей.
– Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы.
– Эмоциональное состояние детей, благоприятный психологический климат.
– Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы, результатами деятельности.
– Творческое сотрудничество взрослых и детей.
– Личностный рост детей, степень их самореализации в творческой и познавательной деятельности.
– Сохранность физического и психологического здоровья детей.
– Готовность воспитанников к активной социальной жизни.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях может повысить социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
При хорошей организации питания, медицинских наблюдений и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы.
Игровая идея и механизм реализации программы
Содержание деятельности ДОЛ «Чайка» включает 3 периода:
1. Организационный период определяется мероприятиями:
– Знакомство отдыхающих с правилами проживания в лагере, знакомство с территорией лагеря;
– Формирование временного детского коллектива; выявление лидеров в отряде; выявление уровня притязаний, творческого, лидерского потенциала;
– Знакомство с программой смены, подведение итогов орг. периода.
– Формы и методы: наблюдение, анкетирование, игры на знакомство,
взаимодействие, игры на развитие коммуникативных навыков; включение ребят в тематику смены посредством тематических игр (игр погружения).
2. Основной период предполагает:
– Обеспечение условий для реализации программы смены;
– Развитие творческих, интеллектуальных, спортивных навыков;
– Предоставление возможностей творческой и лидерской самореализации каждого участника;
– Помощь в решении личностных проблем детей;
– Качественная организация совместной деятельности детей и взрослых;
– Обеспечение возможностей для развития личности ребёнка.
В этот период проводятся основные мероприятия: КТД, спортивно - состязательные, познавательно - развлекательные игры; тематические игры и творческие проекты, беседы на тему ПДД, ЗОЖ, «минутки здоровья». В ходе смены детям предоставляется возможность показать свои нравственные, коммуникативные качества, раскрыть творческие способности и духовные ценности каждого участника лагерной смены.
3. Заключительный период включает:
– Оценку деятельности отряда и отдельного отдыхающего;
– Диагностику успешности реализации программы смены;
– Подготовка эмоционального состояния ребенка для окончания смены;
– Выработку рекомендаций на новый лагерный сезон.
Игровой сюжет «Прикоснувшись к волшебству»
Из школьной жизни ребята перенесутся в мир приключений и чудес. Каждый научится верить в чудеса и совершать их. Ребята станут участниками увлекательной игры, студентами школы Волшебства пройдут по тропам доверия и взаимопомощи. Для них откроются волшебные пути, где каждый сможет проявить себя. Дети будут бороться за звание лучшего волшебника, поймут, что главное чудо – это мы сами и люди, которые нас окружают.
Лагерь делится на 4 факультета/отряда. Каждый факультет имеет свой герб и цвет. В течении всей смены факультеты соревнуются за кубок школы, набирая баллы. За достижения и промахи каждого студента – как академические, так и дисциплинарные, могут быть начислены или сняты баллы с его факультета.
Также, у каждого ребенка есть личный рейтинг, который будет пополняться валютой лагеря за активное участие в жизни отряда и лагеря в целом.
Во главе школы стоит профессор – культурный организатор и заместитель директора. Во главе каждого факультета стоит декан (вожатые). На каждом факультете есть староста (лидер отряда, выбираемый всем отрядом).
Задача каждого отряда на первоначальном этапе – это подготовить отрядный уголок. В отрядный уголок должно входить: название отряда, девиз отряда, песня отряда, список детей, экран настроения и т.д.
Механизм реализации смены
Становясь участниками смены, ребята получают возможность совершенствовать свои личностные качества, развивать навыки коммуникации, научиться справляться с эмоциями и развивать творческий потенциал, а также эмоциональный интеллект.
Данная смена захватывает разнообразный спектр видов деятельности: спорт и искусство. Поэтому каждый ребенок получит возможность реализовать себя в любом из направлений.
Ключевые мероприятия
«Основы волшебства» - игра-погружение
Данное мероприятие направлено на погружение детей в тематику смены. С помощью игровой легенды, антуража и музыкального сопровождения участники смены оказываются в развлекательном парке.
Технология смены будет показана в формате общелагерной игры: ребятам предстоит самостоятельно подготовить свои волшебные палочки. Посредствам комплексных игровых мероприятий участники смены понимают, что им необходимо сделать.
Педагогические задачи: погружение в тематику смены; формирование ВДК; создать условия для развития социального и духовного здоровья.
«Метловедение. Рабочее место» - ситуационная игра
Каждый отряд создает на территории лагеря свою локацию, которая является рабочим местом волшебника. Комплекс мероприятий развивает качества ребенка в следующих направлениях: искусство, интеллект, творческие способности.
Педагогические задачи: создать условия для развития интеллектуальных способностей ребенка; развить логическое мышление; развить и улучшить спортивные навыки; создать условия для развития социального и духовного здоровья; создать условия для развития творческих качеств.
«Прикоснувшись к волшебству» - шоу-программа
Наступило время познакомиться с отрядами, которые представят свой неповторимый стиль, традиции и фишки, а также покажут свои особенности. Каждый отряд подготовит творческое выступление, в ходе которого раскроет свое название и покажет неповторимую атмосферу своего отряда. Мероприятие направлено на знакомство отрядов друг с другом через творческий номер.
Педагогические задачи: создать условия для раскрытия творческого потенциала участников смены; формирование культурно-нравственных ценностей; создать условия для развития социального и духовного здоровья.
«Сделай громче» - тематическая дискотека
Развлекательное мероприятия для поднятия эмоционального состояния детей и подростков. Состоит из четырех этапов: танцевального, музыкального, логического и «кот в мешке». Все отряды заявляют определённое количество детей для участия в каждом этапе. В завершении программы, детей ожидает сюрприз в виде дополнительного задания, в котором себя смогут проявить их вожатые.
Педагогические задачи: создать условия для взаимодействия участников смены; удовлетворить потребности в самореализации в творческом направлении; развитие лидерских качеств; создать условия для развития социального и духовного здоровья.
«love it ритм» - творческий проект
Каждый отряд получает задание - создать творческий номер в тематику тура. Тематика выбирается заранее. Данный проект имеет систему оценивания по определенным критериям: раскрытие идеи, артистизм и посыл. Данный проект реализуется в три тура. Отряд, набравший наибольшее количество баллов по итогам трёх туров, становится победителем данного проекта и получает памятные призы.
Педагогические задачи: создать условия для развития интереса к творческой деятельности; создать условия для развития и формирования социальной активности; развивать у отдыхающих детей и подростков осознание ценностного отношения к себе, искусству и творчеству; создать условия для развития социального и духовного здоровья.
«DANCE BATTLE» - конкурсно-игровая программа
Мероприятие направленно на поднятие эмоционального уровня в отрядах. Каждый отряд создает костюмы в определенной стилистике. И на самом мероприятии сражаются в танцевальных умениях, как всем отрядом, так и определенными его представителями, включая вожатых.
Педагогические задачи: создать условия для развития интереса к творческой деятельности; создать условия для развития социального и духовного здоровья; создать положительный эмоциональный фон.
«Финишная прямая. Кубок Школы»- финальная игра
В финальной игре факультеты должны показать, на что способен каждый отряд. С помощью данной игры выявляется победитель смены, который заберет кубок школы.
Педагогические задачи: подведение итогов смены; логическое завершение тематики смены; выявление отряда-победителя
Использованная литература
1. Данилков А. А., Данилкова Н. С. Детский оздоровительный
лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив //Новосибирск:
Изд. НГПУ. - 2016. - С. 86-91.
2. Киселев Н. Н., Киселева Е. В. Воспитывающая среда
образовательной организации: сущностные характеристики, компоненты,
ресурсы //Модели создания воспитывающей среды в образовательных
организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: наука,
технологии, практики. - М.: МПГУ, 2018. - С. 104-112.
3. Куприянов, Б. В. Организация и методика проведения игр с
подростками. Взрослые игры для детей / Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И.
Фришман. - М.: Владос, 2001. - С. 98-104.
4. Лазарева А.Г. Организация жизни детей в летнем лагере/ А.Г.
Лазарева, З.И. Невдахина, Г.М. Орябинская, Е.С. Туренская // Воспитание
школьников. - 2018. - No2. - С.17 - 21.
5. Лето. Дети. Лагерь. Сборник программ загородных лагерей. – Омск, 2002.
6. Программа и методические рекомендации по организации спортивно-оздоровительного лагеря. – М., 2003.
7. Ребенок в зазеркалье лета: анализ, концепция и перспективы развития системы отдыха детей. – М., 1992.
8. Шульга И.И. Реальность и перспективы менеджмента в детском
оздоровительном лагере // Педагогическая экспертиза летнего детского
оотдыха: сборник научно-методических материалов. - Новосибирск: НГПУ. -
2008.
Приложение 1
РЕЖИМ ДНЯ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО
ЛАГЕРЯ «ЧАЙКА»
ЧУЛЫМСКОГО РАЙОНА
Вся деятельность детского оздоровительного лагеря «Чайка» подчинена режиму, соблюдение которого – залог успешного отдыха и оздоровления.
Режим дня детского оздоровительного лагеря «Чайка» — это гигиенически и педагогически распланированная дозировка всех компонентов, составляющих активную жизнь детей в лагере:
8:30-9:00 |
Подъем + УРМ |
9:00 |
Зарядка |
9:10 |
Старт дня |
9:20 |
ВЛГ + уборка |
10:00 |
Завтрак |
10:30-11:30 |
Отрядные мероприятия |
11:30-13:00 |
Общелагерные физкультурно-спортивные мероприятия |
13:00-14:00 |
Обед |
14:00-16:00 |
Послеобеденный дневной отдых |
16:00 |
Подъем + уборка |
16:30 |
Полдник |
17:00 |
Общелагерные досуговые мероприятия |
19:00-20:00 |
Ужин |
20:00-21:00 |
Общелагерные творческие мероприятия |
21:00-21:30 |
Второй ужин |
21:30-22:30 |
ВЛГ, подготовка ко сну |
22:30 |
Отбой |
Приложение 2
ПРИМЕРНАЯ ПЛАН-СЕТКА
«ПРИКОСНУВШИСЬ К ВОЛШЕБСТВУ»

Приложение 3
Положение об отрядном уголке
Положение об отрядном уголке
Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива. Отрядный уголок — это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая. Отрядный уголок — это творчество Ваше и детей, но тем не менее, хотим дать некоторые советы, которые Вам помогут:
1. Уголок должен быть «говорящим», т.е. содержание и его рубрики должны меняться.
2. Уголок должен отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).
3. В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети. В работе над уголком можно выделить три периода: Заезд детей в лагерь в орг.период; основной период; заключительный период смены.
К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики, например, (необходимые только для орг.периода):
1. «Это наш лагерь» (краткие данные о лагере).
2. Поздравление с приездом.
3. Законы лагеря.
4. План на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя.
В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда: соревнования, подготовка к отрядным делам, праздникам, участие в творческих конкурсах, смотрах, подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда, жизнь отряда, поощрение детей.
В заключительный период смены может быть представлена рубрика «Как мы жили» с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели закрепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписью: «А напоследок я скажу», а дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания.
Приложение 4
АНКЕТА (на начало смены)
Отряд ______ Возраст_____
Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
·Твои первые впечатления от лагеря? ________________________________________________________________________
·Что ты ждешь от лагеря? ________________________________________________________________________
·Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех? ________________________________________________________________________
·В каких делах ты хочешь участвовать? ________________________________________________________________________
·Что тебе нравится делать? ________________________________________________________________________
·Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других? ________________________________________________________________________
·Кто твои друзья в лагере? ________________________________________________________________________
Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому что __________________________________
Я не хочу, чтобы ______________________________________________
Я хочу, чтобы _________________________________________________
Я боюсь, что __________________________________________________
Спасибо большое за искренность :)
Приложение 5
АНКЕТА (в конце смены)
Отряд ______ Возраст_____
Для того, чтобы понять какие ошибки мы совершили, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
Что ты ожидал (а) от лагеря? _____________________________________________
Что тебе понравилось в лагере? ___________________________________________
Что тебе не понравилось? ________________________________________________
С кем из ребят ты подружился? ___________________________________________
Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему? ______________________________________________________________________
Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену? ______________________________________________________________________
Было ли скучно в лагере? ________________________________________________
Было ли тебе страшно? __________________________________________________
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем? ______________________________________________________________________
Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас? _________________________________________
Что бы ты хотел(а) пожелать себе? ________________________________________
Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам? ______________________________
Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам? ___________________________________
Самое важное событие в лагере? Было или оно? _____________________________
Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере? ________________________
Пожалуйста, закончи предложения:
Я рад, что ________________________________________________________
Мне жаль, что _____________________________________________________
Я надеюсь, что ____________________________________________________
Спасибо большое за искренность :)