Сведения об спортивно-оздоровительной программы "Твой счастливый билет"

 

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение

3

1.

Информационная справка о ДОЛ «Чайка»

5

2.

Проблемно-ориентированный анализ

6

3.

Обоснование программы

9

3.1.

Цели и задачи программы

10

3.2.

Организационно-содержательная модель

14

3.3.

Оздоровительные технологии

16

4.

Механизм реализации программы

19

5.

Система мониторинга эффективности реализации программы

28

6.

Предполагаемый результат

30

 

Использованная литература

31

 

Приложения

32

 

 

Введение

Задачи сохранения и укрепления здоровья детей, их разностороннего развития являются приоритетными в образовательной политике нашей страны и Новосибирской области.

Безусловно, в решении этих задач особое место занимает летнее оздоровление детей и подростков в оздоровительных лагерях.

Ресурсы этих образовательных учреждений далеко не исчерпаны. Кроме того, в современных условиях нужны новые подходы к организации оздоровительно-образовательной деятельности в условиях летнего отдыха.

На основе этой позиции создана данная спортивно – оздоровительная программа. Она сочетает в себе научно-теоретические подходы к решению задач развития, оздоровления, воспитания детей, которые обоснованы проблемно-ориентированным анализом.

Как результат научных поисков, сформулированы цели и задачи программы, сконструировано ее содержание, отобраны и скорректированы адекватные педагогические технологии.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования и  воспитания в условиях лагеря. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.

В  программе представлена система управления реализацией проекта как важное условие его жизнеспособности. Кроме того, на основании методических рекомендаций, действующих в РФ, разработана система диагностики:

- эффективности оздоровления детей;

- динамики показателей физической подготовленности отдыхающих.

 

Нормативной основой программы явились:

-                     Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН  20.11.1989; вступила в силу для  СССР 15.09.1990);

-                     Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

-                     О внесении изменений в ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации от 5.10.2015 г № 274 – ФЗ;

-                     Методические рекомендации «Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях» (утв. Роспотребнадзором 22.05.2009 г. № 01/6989-9-34);

-                     Постановление администрации Чулымского района от 09.02.2023 г № 98 «Об открытии и приёмке МБУ ДОЛ «Чайка» Чулымского района»;

 

  

                                                                                 1. Информационная справка о лагере

 

1. История становления и развития лагеря. Детский оздоровительный лагерь «Чайка» был создан в 1969 году. Главное его предназначение заключалось в работе по оздоровлению детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.  С 1969 по 2022 годы в лагере «Чайка» отдохнули 15180 детей.

2. Место расположение лагеря. Детский оздоровительный лагерь«Чайка» Адрес: 632561 Новосибирская область, Чулымский район, село Новоиткульское, ул. Сибирская, 50.

3. Число отдыхающих детей.  Численность детей одной смены составляет 100 человек.

4. Характеристика отдыхающий детей. В лагере отдыхают, по преимуществу, дети-сироты, опекаемые дети, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

5. Число педагогов, уровень их квалификации. Педагогический состав лагеря составляет 10 человек, из них:

- студенты педагогических ВУЗов –10 человек;

- преподаватели общеобразовательных школ – 0 человека;

6. Спортивно-техническое оснащение. Волейбольная площадка, стритбольная площадка, футбольное поле. Зал на 100 мест для занятий по теоретической подготовке и различных мероприятий. Большое внимание уделяется развитию материально – технической базы: приобретение спортивного инвентаря, настольных развлекательных игр.

Таким образом, материально – техническое оснащение ДОЛ «Чайка» может обеспечить оптимальные условия для осуществления программы. 

7. Медицинское обеспечение. В лагере оборудован медицинский блок, соответствующий санитарным нормам. Блок качественно оснащен  для оказания первой медицинской помощи. В штат лагеря входит медицинский работник.  

2. Проблемно-ориентированный анализ

Проблемно-ориентированный анализ при разработке оздоровительно-образовательной программы необходим для выявления наиболее значимых проблем в работе лагеря и обоснования на их основе задач программы.

Направления анализа определялись, исходя из основных задач ДОЛ «Чайка» (согласно Уставу):

- обеспечение условий для личностного развития детей;

- укрепление их здоровья;

- формирование общей культуры поведения;

-патриотического воспитания.

1. Исходя из поставленных задач, в лагере достаточное внимание уделяется личностному развитию детей, и в первую очередь их творческих способностей (используемые для этого формы – игры, интеллектуальные соревнования, турниры и другие). Важно было изучить, насколько эффективно осуществляется решение этой задачи в летний период.

2. Состояние здоровья детей также вызывает определенные вопросы. Анализ уровня здоровья отдыхающих за последние 3 года выявил, что 70% детей и подростков имеют отклонения в состоянии здоровья.

Анализ полученных данных позволил нам актуализировать задачи по организации системы мер, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.

Дети постоянно растут, а значит, нуждаются в полноценном горячем питании. Проблемы с пищеварением – результат торопливой еды в повседневной жизни, больших перерывов между приемами пищи. Лимонады, жевательные резинки, ничтожно малое количество овощей, фруктов, витаминов и белковой пищи на фоне больших психологических нагрузок, провоцируют развитие заболеваний желудочно – кишечного тракта. Понимая  эти причины, в лагере налажена система полноценного питания детей. Рацион питания соответствует энергетическим затратам и физиологическим потребностям организма детей и подростков. Сбалансированное  питание в условиях лагеря позволяет исключить переедание и недоедание, что помогает повысить защитные силы организма,  следовательно, укрепить здоровье отдыхающих.

Негативно влияют на здоровье детей и подростков нарушение требований режима дня. В период учебного года школьники мало спят, что провоцирует негативные сдвиги в состоянии их здоровья. В условиях лагеря, отдыхающие регулярно соблюдают гигиену сна: полноценный ночной сон, дневной отдых, что положительно влияет на состояние их здоровья. У детей наблюдается высокий уровень работоспособности и повышенный эмоциональный фон.

Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков из-за гиподинамии. Недостаток двигательной активности провоцирует у них заболевания сердечно -сосудистой и костно - мышечной системы.

3. В настоящее время государство уделяет большое внимание развитию интереса к культурно-историческому наследию родного края, приобщению детей к национальной русской культуре и традициям. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам народа.

Известно, что любовь к своей стране, понимание, уважение, стремление сохранению культуры своего народа, восстановлению её материальных и духовных ценностей целесообразно осуществлять как непосредственно в образовательном процессе, так и в свободное от учебы время – семье, во взаимоотношениях с друзьями, а также при проведении времени отдыха в детском оздоровительном лагере с формирования ценностных ориентаций личности.

Поэтому главной целью является приобщение детей к уникальной духовной культуре русского народа, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям, формировать интерес к историям традиции русского народа через разнообразные формы работы.

                                                                                                                                            3. Обоснование программы

        В современном динамично развивающемся обществе здоровье человека является важнейшим элементом благополучия. Состояние здоровья подрастающего поколения является индикатором благополучия общества и государства. 

       По данным медицинских осмотров число детей и подростков  с различными заболеваниями ежегодно увеличивается.

Несмотря на то, что в районе созданы все условия для занятий физической культурой и спортом, охват детей систематическими занятиями составляет  37 %.

       Администрация Чулымского района активно поддерживает государственную политику в области физической культуры и спорта. С целью создания в районе эффективной системы физического воспитания школьников разработан комплекс мероприятий,  направленный  на  сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, пропаганду здорового образа жизни.

 

Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных за учебный год напряжения, восстановления здоровья. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей и подростков. Этот период благоприятен для развития творческого и физического потенциала, формирования понятий здорового образа жизни.Современные дети в течении учебного года испытывают колоссальную физическую эмоциональную нагрузку. Летний лагерь помогаем ребенку не только восстановить свои силы, наполнить полезным содержанием свои развлечения, но обеспечивает его условиями для реализации духовных, интеллектуальных, творческих, физических и социальных подробностей. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.

Данная программа по своей направленности является комплексной спортивно – оздоровительной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, направленную на оздоровление, отдых и воспитание, повышение спортивного мастерства детей и подростков.Оздоровление в условиях лагеря включает в себя комплекс мероприятий, направленных на стимулирование физического воспитания и развития детей. Оно способствует восстановлению, сохранению, компенсации здоровья, социализации, повышению устойчивости к воздействию многообразных негативных факторов. 

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены – 21 день. Программа реализуется в период летних каникул (июнь-июль).

3.1 Цели и задачи программы

Сегодня как никогда остро стоит вопрос о нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколенияприобщении подрастающего поколения к культурным ценностям своей страны.  События, происходящие сейчас в нашем государстве, разбудили национальное самосознание каждого человека. И поэтому возникла насущная необходимость изучения и сохранения родной истории. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий нас мир. Понимание того огромного значения, которое придается на сегодняшний день проблеме возрождения культурных традиций нашей Родины, привело к созданию программы для летнего лагеря. Программа предлагает новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, нацеленные на приобщение детей к русской народной культуре.

Программа направлена на эстетическое, нравственное, патриотическое воспитание детей. Народная мораль, народный календарь, фольклор, разные виды искусства и художественного творчества, местные традиции и обычаи, святыни родного края - все это вбирает в себя данная программа.

Важной причиной обращения к сюжетно-ролевой игре является то, что именно игра - тот естественный механизм развития, который позволяет, отождествляясь с избранным героем, действовать в воображаемой ситуации и через «уста героя» пробовать различные модели поведения. Те модели поведения, которые невозможно проработать в реальной жизни, оказывается возможным проработать в игре. Игра для детей - это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях. Таким образом, множество проблем в личностном развитии, и прежде всего реальном поведении могут быть скорректированы благодаря сюжетно-ролевой игре.

Планирование и работа ориентирована на использование технологии непрерывного проектирования. Следование заранее жестко установленному плану не позволяет гибко реагировать на изменения, происходящие в коллективе (отряде, лагере) и откликаться на индивидуальный темп включения ребенка в общелагерные процессы. Технология непрерывного проектирования позволит учитывать все изменения и адекватно менять конкретные мероприятия в рамках сюжета.

Основными задачами являются:

1.                 Показать, что традиции народной культуры имеют большое значение в развитии личности подрастающего поколения.

2.                 Раскрыть формы работы с детьми с целью приобщения их к традициям народной культуры

3.                 Провести анализ знаний, отношения, понятий воспитанников о традициях народной культуры

Решение этих задач основывается на следующих принципах:

1.                 Регионализация культурологического, историко-патриотического образования.

Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой, культурными ценностями. Применение регионального подхода к воспитанию и обучению позволяет основательно усвоить детям, основные цели современной экологии, постичь культуру и традиции родного края, вовлечь их в посильную практическую деятельность.

2.          Гуманизм

В программе реализуется идея разумности и гуманности человека, сообщества людей. Детям предоставляется возможность, думать, говорить, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидя последствия своих действий, осознанно относиться к себе и к другим существам, к природе в целом.

3.                          Непрерывность.

Формирование у подрастающего поколения       устойчивого  интереса  к

постоянному         пополнению     своего интеллектуального          багажа     и совершенствование практических навыков и умений решать культурологические и экологические проблемы.

4.                          Целостность.

Этот принцип позволяет формировать у детей целостное понимание современных культурологических и экологических проблем, служит одним из существенных условий интеграции знаний.

5.                          Научность.

Одним из важных принципов программы является ее научность. Выделяют две группы идей и адекватных им понятий: естественно – научные и педагогические. Они тесно взаимосвязаны, но вместе с тем, имеют и самостоятельное значение.

 

Естественно – научные идеи. Освоение знаний,отражающих эти идеи,обеспечивают формирование основ культурного, исторического и экологического сознания и поведения подрастающего поколения. Среди них важное место занимают единство межнациональных отношений.

Педагогические идеи. В психологии и педагогике доказано,чторазвитие личности ребенка происходит системно и целостно. Для того чтобы обеспечить системное и целостное развитие личности, программа должна обладать качеством системности и обеспечивать формирование базисных структур личности ребенка (сознание, деятельность, отношение).

6.                          Системность.

Обеспечение знаниями культурологической и экологической направленности по принципу системности, последовательности, во взаимосвязи с другими образовательными областями.

7.                          Преемственность.

Культурологическое и экологическое образование продолжается в каникулярное время.

8.                          Стимулирование активности детей.

Важным блоком культурного и экологического образования детей является их практическая деятельность во взаимоотношениях между собой, в природе, отношение к ней. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний, укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности.

9.                          Принцип индивидуализации.

Воспитание требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности; раскрытие потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации.

10.                     Принцип сотрудничества.

Определение общих целей педагогов и детей, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

11.                     Принцип мотивации деятельности.

Учет пожеланий детей при включении их в какую-либо деятельность; наличие цели – доступной, понятной, осознанной; доверие ребёнка при выборе средств и способов достижения поставленной цели.

12.                     Принцип вариативности.

Создание условий для выбора ребятами форм деятельности; поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.

 

3.2 Организационно-содержательная модель

С первых дней пребывания в лагере ребенок вводится в игру, модель которой поддерживается на протяжении всей смены.

Цель первая - наиболее общая - наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно было бы выразить двумя словами: «Хочу играть!» Эта цель представляет собой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным с данной игрой.

       Вторая цель - это и есть собственно игровая задача, т. е. задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли.

       Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, а потому всегда ставит перед личностью задачу творческую. 

Направления педагогического руководства игровой деятельностью: 

1)                вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть («хочу играть!»); 

2)                помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо»); 

3)                развивать творческие потенции ребенка в процессе игры способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!». 

       Игры дают возможность моделировать различные ситуации жизни, искать выходы из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии жизни. В игре подросток созревает для решения реальных жизненных проблем. 

       Для педагогов игра - законный и наиболее удобный метод диагностики детей и коррекции их поведения, потому что игра для ребенка форма поисково-экспериментального поведения.

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря.

 

Сюжет смены. 

«Луи Скотт - самый невезучий человек на свете. Это ничем не доказано, не отражено ни в каких книгах о рекордах и даже не транслировалось в новостных лентах. Этот факт, очень глубоко отложился и достаточно давно живет в голове Луи.

Цифры в билете, любого вида транспорта, никогда не совпадали, чтобы сделать этот билет счастливым. Хотя, может это и не самая большая проблема по сравнению с тем, что успеть на сам транспорт, получалось крайне редко, и он уезжал всегда буквально перед носом.

Но однажды произошло чудо - Луи Скотт вытянула счастливый билет и стала новым владельцем самого большого парка развлечений.

Луи много анализировала, думала и пыталась понять, как это могло случиться с ней, самым невезучим человеком на земле. Дойдя до истины в своих мыслях, она приняла решение о создании нового комплекса развлечений «Твой счастливый билет». Игры на удачу, события, направленные на развитие своей интуиции, лотереи и т.д. Все счастливчики должны получать призы. А те, кому не повезёт, будут получать возможность еще раз испытать удачу. «Я не хочу, чтобы кто-то, был как я, неделю назад. Я хочу праздника, удачи, везения и счастья! Время пришло! Мы открываемся!!!»

 

На протяжении всей смены отряды будут зарабатывать цифры за участие и победу в каких-либо мероприятиях и соревнованиях (они будут отмечены §в каждом плане дня)

В конце смены у каждого ребенка будет свой лотерейный билет, в который он будет вписывать заработанные всем отрядом цифры.

На предпоследнем вечернем мероприятии будет проведена лотерея и выбраны 10-15 счастливчиков, которые получат суперприз, у кого будут зачеркнуты все цифры в лотерее.

Также, у каждого ребенка будет личный рейтинг, который будет пополняться валютой лагеря за активное участие в жизни отряда и лагеря в целом – тикеты.

Задача каждого отряда на первоначальном этапе – это подготовить отрядный уголок. В отрядный уголок должно входить: название отряда, девиз отряда, песня отряда, список детей, экран настроения и т.д.

                                                                                                                                       Оздоровительные технологии

       В последнее время мы всё чаще слышим, что появляются новые технологии в воспитании детей. Их создают с целью поиска новых форм, средств, способов формирования и укрепления здоровья детей.

       Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

       Серьезное отношение к культуре здоровья нужно приви­вать детям с малых лет, объясняя им, что здоровье — это не­что большее, чем отсутствие болезней.  Здоровье — это ощу­щение в организме бодрости, энергии, радости. Здоровье не ограничивается здоровым телом. Оно неразрывно связано с нашим разумом, эмоциями, личностью в целом.

      Важно объяс­нять воспитанникам, что здоровье — это количество энергии любви, протекающее через человеческое существо. Чем более добрым и любящим окружающих его людей является человек, тем крепче его здоровье.

       Здоровый образ жизни немыслим без нормальных челове­ческих отношений. Развитию личности мешают состояния деп­рессии, агрессии, непонимание действий окружающих людей.

        В условиях лагеря будут созданы условия для обретения отдыхающими  гармонии физического, психического и нравственного здоровья. Тогда у ребенка появляется возможность самореализоваться, самореабилитироваться, самоорганизоваться и самоопределиться.

       В образовательном пространстве лагеря вокруг ребенка организуется  сотрудничество с педагогами, построение доверительных доброжелательных отношений. Всё это является важным условием сохранения и укрепления здоровья ребенка.

       Ребенок еще не знает, кто он и что может сделать для своего развития и здоровья. Но в нем всё необходимое уже заложено. Важно помочь ребенку осознать и запустить все бессознательные и «спящие» механизмы.

       Реализация программы будет способствовать формированию навыков, которые позволяют сохранить и укрепить здоровье отдыхающих. У всех участников смены создается положительная эмоциональная атмосфера, способствующая систематической и последовательной реализации оздоровительных мероприятий.

       Движение — это основа здорового образа жизни. Спортивные упражнения — это осознанная работа в плане укрепления здо­ровья.

       Благодаря рациональному двигательному режиму произойдет совершенство­вание физического тела (тренируется тело, укрепляется дух). Занятия на свежем воздухе помогают снять усталость, повысить уровень физической подготовленности.

Это направление в области культуры дви­жения сочетается с элементами музыкально-танцевальных дви­жений. В рамках лагерной смены предусмотрен конкурс музыкальных зарядок.

       Важный этап в оздоровительной работе — профилактика вредных привычек. Профилактика — совокупность предупре­дительных мероприятий, направленных на сохранение и ук­репление нормального состояния здорового человека. Здоровая привычка — регулярно повторяющиеся действия, способствующие поддержанию организма в здоровом, оптимальном состоянии. В данном направлении будет проведена работа в форме игр и просмотра видеофильмов.

Чаще всего, когда речь заходит о вредных привычках под­ростков, к ним относят лишь те, которые подросток ярко де­монстрирует: курение, употребление алкоголя, наркотиков. К этому списку добавляются широко распространенные действия: нездоровое питание, малая подвижность.

Чтобы сформировать у отдыхающих «собственный кодекс здоровья», необходимо их замотивировать.      

Мотивация здорового образа жизни — побуждение, вызы­вающее активность, и определение направления этой актив­ности.

Основные мотивы здорового образа жизни:

— самосохранение;

— подчинение этнокультурным требованиям;

— возможность самосовершенствования;

— получение удовольствия от самосовершенствования;

— способность к маневрам;

— получение информации.

       Другой важный момент — научить отдыхающих  соблюдать режим, приучить детей к обязательной утренней гимнастике или к си­стематическим ежедневным занятиям физический культурой и спортом.

       Известно, что питание и здоровье тесно связаны. В условиях лагеря дети получают сбалансированное питание, немалое значение придается соблюдению ритма жевательных движений. Главное правило — полноценно питаться: особенно это важно для растущего организма ребенка.

Пищевой режим в лагере будет способствовать улучшению самочувствия и повышению работоспособности.

Залогом успешного внедрения оздоровительной технологии в условиях лагеря является принятие самим педагогом ценности лич­ного здоровья, реальная демонстрация принципов здорового образа жизни на практике. Педагог должен быть ярким приме­ром для ребенка, как в интеллектуальном плане, так и в физи­ческом. Работая в гуманистической парадигме, педагогический коллектив лагеря не на­вязывает ребенку собственное понимание здорового образа жизни, а помогает ему в процессе диалога, сотрудничества осоз­нать эту ценность.

 

                                                                                                                                        4. Механизм реализации программы

 «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности»

В.А. Сухомлинский

Лето-это самая яркая пора для новых открытий, новых знакомств, новых впечатлений. Современные дети в течении учебного года испытывают колоссальную физическую эмоциональную нагрузку. Летний лагерь помогаем ребенку не только восстановить свои силы, наполнить полезным содержанием свои развлечения, но обеспечивает его условиями для реализации духовных, интеллектуальных, творческих, физических и социальных подробностей. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.

Направления и виды деятельности

1.     Спортивно-оздоровительная деятельность;

2.     Художественно-творческая деятельность;

3.     Досуговая деятельность.

Спортивно-оздоровительная работа

Цель: научить ответственно относиться к своему здоровью иокружающей среде; научить правилам личной гигиены; формирование правильного представления о нравственных и психологических отношениях между людьми; умению владеть собой; приемам самозащиты в экстремальных ситуациях.

Задачи:

1.                 Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

2.                 Выработка и укрепление гигиенических навыков;

3.                 Расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

1)     Утренняя гимнастика (зарядка);

2)    Спортивные игры на спортивной площадке;

3)    Подвижные игры на свежем воздухе;

4)    Осмотр медицинского работника;

5)    Рациональное сбалансированное питание;

6)    Режим дня;

7)    Спортивные мероприятия (эстафеты, вес?лые старты, спортивные часы, игры и т.п.).

8)    Проведение «Полосы препятствий» Отделом молодежной политики и спорта

Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Художественно – творческая работа

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации:

1)    Изобразительная деятельность;

2)    Конкурсные программы;

3)    Творческие конкурсы;

4)    Концерты, праздники;

5)    Творческие игры;

6)    Выставки (рисунков, поделок)

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Досуговая деятельность

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Цели:

1)       Пробуждение в детях чувство прекрасного;

2)       Формирование навыка культурного поведения и общения;

3)       Привитие детям эстетического вкуса.

Формы организации:

1)       Приглашение гостей из Библиотеки г.Чулым

2)       Оформление отрядных уголков.

3)       Дискотеки

Конкурсы

 

 

Задачи

Формы работы

Результаты

1 

Удовлетворить потребности детей в физической и спортивной деятельности

  

Квесты, игровые программы,

эстафеты,

первенство по пионерболу,

первенство по футболу,

«Полоса препятствий».

1.                  Осуществление активного отдыха детей и подростков в условиях  оздоровительного лагеря. 

2.                  Укрепление состояния здоровья подростков.  

3.                  У спортсменов повышение их спортивных показателей.  

2 

Формировать потребность в здоровом образе жизни

Инструктажи по ТБ,

беседы на тему ЗОЖ «Минутки здоровья»,

 

1.Организация здоровой жизнедеятельности отдыхающих  педагогическими средствами и организация здорового поведения, формирование гигиенических привычек. 

2. Ориентация современных подростков на гармоничное развитие личности.

3 

Организовать систему оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение, укрепление здоровья детей и подростков

Конкурс музыкальных зарядок,

рациональный режим питания,

рациональный режим двигательной активности,

создание благоприятной атмосферы лагеря.

 

  

Рационально спланированный режим дня и активного отдыха

В рамках лагеря используются такие формы медицинского обеспечения, как постоянный и строгий контроль за соблюде­нием распорядка дня, за интенсивностью оздоровительных воздействий; систематический контроль за организацией пита­ния; организация санитарно-гигиенических и противоэпидеми­ческих мероприятий и контроль за их проведением; контроль за организацией мероприятий по профилактике детского травма­тизма; контроль за организацией физического воспитания, спортивных мероприятий; проведение санитарно-просветитель­ной работы, формирование навыков здорового образа жизни.

4 

Обеспечить полноценный отдых и рациональное использование свободного времени через удовлетворение творческих, культурных, познавательных  потребностей детей и подростков

Творческий проект «Сегодня можно все»

Вечерняя программа «Твой счастливый билет», «Это была любовь»

Конкурсно-игровые дискотеки, «Орел или Решка»

Расширение кругозора за счет изучения истории олимпийского движения.

Включение ребенка, по возможности, во все виды творческой деятельности, такие мероприятия как коллективно-творческие дела, конкурсы и сюжетно-ролевые игры.

5 

Обеспечить условия для развития патриотизма и толерантности как необходимого качества для члена коллектива в современном обществе

Воспитывая культуру толерантности у детей школьного возраста в детском оздоровительном лагере, необходимо научить детей:

- уважению человеческого достоинства всех без исключения людей;

- пониманию того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми

(отрядные огоньки,

беседы).

 Понимание детьми и подростками принципа взаимозависимости как основы совместных действий. 

Приучить отдыхающих к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

 

6.

Сформировать у детей и подростков представление о новых моделях поведения, способствующих социальной адаптации.

Знакомство отдыхающих с играми и упражнениями, способствующи­ми развитию уверенности, активности и коммуникатив­ных навыков у подростков и детей (игры на знакомство, игры на взаимодействие, игры на выявление лидеров).

Создать условия для самоутверждения, самореализации в какой-либо деятельности (творческие конкурсы, участие в шоу программах, творческих конкурсах, тематических вечерах, в подвижных, спортивных играх, эстафетах)

Перенесение детьми и подростками в свою среду общения приобретенных знаний, умений, навыков, ценностей. 

 

                                                                                         5.Система мониторинга эффективности реализации программы

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Подготовительный период

-                     разработка программы оздоровительного лагеря;

-                     подбор педагогического коллектива;

-                     подбор учебных, методических и прочих сопутствующих материалов.

2. Основной период

-                     максимально использовать возможности и условия лагеря для удовлетворения запросов и ожиданий каждого ребенка;

-                     мониторинг физической подготовленности отдыхающих;

-                     мониторинг уровня здоровья;

-                     организация работы по плану;

-                     спортивные, подвижные игры и соревнования;

-                     интеллектуальные игры и конкурсы;

-                     лекции, беседы о здоровом образе жизни;

-                     обеспечение реализации программы лагеря по четырем основным направлениям: спортивно-оздоровительное, патриотическое, художественно-творческое, досуговое.

3. Итоговый период

- итоговый мониторинг физической подготовленности отдыхающих;

- итоговый мониторинг уровня здоровья;

- проведение итоговой диагностики и анализ результатов деятельности;

- анализ предложений детей, родителей, педагогов по деятельности оздоровительного лагеря в будущем.

Система оценки качества реализации программы

Для отслеживания результативности программы будут использованы следующие методы:

1.                 Анкетирование детей на начальном этапе и в конце смены;

2.                  Наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности;

3. Анализ участия отряда в общелагерных творческих делах, уровня активности и достижений;

4. Экран настроения;

5. В конце смены будет подготовлен аналитический отчёт о результатах реализации программы, подготовлены фото и видео материалы;

6. Анкетирование родителей с целью выявления уровня удовлетворенности предоставляемой услугой.

 

                                                                                  5.Предполагаемый результат

В ходе реализации программы ожидаем получить следующие результаты:

1.Создание доброй романтической атмосферы в лагере, учитывая возрастные особенности детей и подростков.

2. Увеличение числа детей и подростков, ведущих здоровый образ жизни.

3. Повышение уровня физической подготовленности отдыхающих.

4. Повышение готовности детей к выполнению социальных функций в обществе.

5. Возможность проявить свои творческие способности.

6. Получение знаний в области логики, интуиции

7. Получение отдыхающими смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

В большей степени создаются условия для реализации разнообразных запросов детей. Побуждает к ведению здорового образа жизни, к развитию положительных нравственных качеств личности таких, как ответственность, трудолюбие, умение работать в коллективе, проявлению гуманности, заботы, милосердия к окружающим.

К тому же мы предполагаем, что внедрение данной программы  повысит социальную роль физической культуры и спорта.


 

Использованная литература

1.                 Афанасьев С.П. и другие. Что делать с детьми в загородном лагере. – М., 1994.

2.                 Афанасьев С.П. и другие. 100 отрядных дел. – М., 1998.

3.                 Глотова В.М. Несколько советов организаторам лагерной смены. – Челябинск, 2001.

4.                 Горизонты лета. Программы тематических смен в летнем оздоровительном центре для детей и подростков. – М., 1997.

5.                 Интеллектуально-познавательные игры. – Тюмень, 2002.

6.                 Лето. Дети. Лагерь. Сборник программ загородных лагерей. – Омск, 2002.

7.                 Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М., 1986.

8.                 Методическое пособие «Организация спортивно-оздоровительных лагерей». – М., 1999.

9.                 О летнем лагере, и не только. Организация летнего отдыха детей на базе УДО. – М.Б  1997.

10.            Программа и методические рекомендации по организации спортивно-оздоровительного лагеря. – М., 2003.

11.            Ребенок в зазеркалье лета: анализ, концепция и перспективы развития системы отдыха детей. – М., 1992.

12.            Таран Ю.Н. Программа деятельности детского оздоровительного лагеря. – Челябинск, 1999.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

РЕЖИМ ДНЯ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО

ЛАГЕРЯ «ЧАЙКА»

ЧУЛЫМСКОГО РАЙОНА

Вся  деятельность детского оздоровительного лагеря «Чайка» подчинена режиму, соблюдение которого – залог успешного отдыха и оздоровления.

Режим дня детского оздоровительного лагеря «Чайка» - это гигиенически и педагогически распланированная дозировка всех компонентов, составляющих активную жизнь детей в лагере:

8:30-9:00

Подъем + УРМ

9:00

Зарядка

9:10

Старт дня

9:20

ВЛГ + уборка

10:00

Завтрак

10:30-11:30

Отрядные мероприятия

11:30-13:00

Общелагерные физкультурно-спортивные мероприятия

13:00-14:00

Обед

14:00-16:00

Послеобеденный дневной отдых

16:00

Подъем + уборка

16:30

Полдник

17:00

Общелагерные досуговые мероприятия

19:00-20:00

Ужин

20:00-21:00

Общелагерные творческие мероприятия

21:00-21:30

Второй ужин

21:30-22:30

ВЛГ, подготовка ко сну

22:30

Отбой

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «ТВОЙ СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ»

1 ДЕНЬ

2 ДЕНЬ

3 ДЕНЬ

4 ДЕНЬ

5 ДЕНЬ

6 ДЕНЬ

7 ДЕНЬ

ЗАЕЗД

Операция «Уют»

Игры на знакомство

Проведение инструктажей по ТБ

Работа над имиджем отряда

Программа знакомств «Твой счастливый билет»

Огоньки знакомств «Зажги свечу!»

¦ «Встреча с Луи» ситуационная игра

Игровой ажиотаж

Работа над имиджем отряда

Подготовка визитных карточек к линейке открытия

Тематический подъем

Подготовка к линейке открытия

Торжественная линейка открытия смены «Твой счастливый билет»

Дискотека

Огонёк - анализ

 Игры на сплочение и взаимодействие

 

¦ «Орел или Решка» спортивное мероприятие

 

Просмотр фильма «Чарли и шоколадная фабрика»

Соревнования между отрядами по волейболу/ пионерболу

 

Отрядное мероприятие

 

Отрядное дело №1

 

Рефлексия

Турнир по настольному теннису

 

¦ «Мой рацион питания» ситуационная игра

 

¦ «50/50»

Ситуационная игра

Соревнования между отрядами по футболу

Подготовка к творческому проекту

«Сегодня можно всё» 1 тур творческого проекта

 

Рефлексия

8 ДЕНЬ

9 ДЕНЬ

10 ДЕНЬ

11 ДЕНЬ

12 ДЕНЬ

13 ДЕНЬ

14 ДЕНЬ

 

¦Спортивная фортуна
БФ «Солнечный город»

¦«Везло, везло, да не вывезло»гостевания

 

 

Регби между отрядами

 

Отрядное дело №2

 

«Сделай громче» Тематическая дискотека

Медиана смены

Тематический подъем

 

Акция от вожатых «Мы -одно целое»

Сюрприз от вожатых

 

Просмотр фильма

Профилактическое мероприятие по ПДД

Подготовка к творческому проекту

 «Сегодня можно всё» 2 тур творческого проекта

Рефлексия

Акция «Тайный друг»

¦ «Наряды Луи» творческое мероприятие

 

Дискотека

 

Тематический огонек

Практическое занятие(разборка сборка автомата) с военнослужащими В/Ч  32/87

 

Комический футбол

 

Праздничный переполох

 

Праздничная программа от Солнечного города

 

Отрядное дело №3

 

¦ «Сделка» ситуационная игра

(для каждого отряда отдельно)

15 ДЕНЬ

16 ДЕНЬ

17 ДЕНЬ

18 ДЕНЬ

19 ДЕНЬ

20 ДЕНЬ

21 ДЕНЬ

Спортивное мероприятие от ДЮСШ

 

Профилактическое мероприятие от пожарной части

 

Тематическая дискотека

День семьи, любви и верности

Тематический подъем

Акция «Моя любимая семья»

Подготовка к творческой программе

 

Творческая программа

«Это была любовь»

Праздничная программа (ДК)

 

Итоговое отрядное дело

 

 

¦DANCE BATTLE (дискотека)

Рефлексия

Праздничная программа (МЦ)

Акция «Письма признаний»

Подготовка к творческому проекту

«Сегодня можно всё» 3 тур творческого проекта

 

«Спасибо, Лагерь!» отрядная акция

Ярмарка

«Твоё имя фортуна» заключительное мероприятие

Огонёк

Тематический подъем

Подготовка к гала-концерту

Линейка закрытия смены

Гала-концерт «На удачу – в придачу»

Дискотека

Костёр

Кафе

ОТЪЕЗД

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы составляется отдельно на каждую лагерную смену.Ежедневно проводятся минутки здоровья на темы: «правильное питание», «режим дня школьника», «первая доврачебная помощь», «мой рост и вес»  и др.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Положение об отрядном уголке

Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива. Отрядный уголок — это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая. Отрядный уголок — это творчество Ваше и детей, но тем не менее, хотим дать некоторые советы, которые Вам помогут:

1.                 Уголок должен быть «говорящим», т.е. содержание и его рубрики должны меняться.

2.                 Уголок должен отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).

3.                 В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети. В работе над уголком можно выделить три периода: Заезд детей в лагерь в оргпериод; основной период; заключительный период смены.

К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики, например (необходимые только для оргпериода):

1.     «Это наш лагерь» (краткие данные о лагере).

2.      Поздравление с приездом.

3.      Законы лагеря.

4.     План на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя.

В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.


В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:соревнования, подготовка к отрядным делам, праздникам,участие в творческих конкурсах, смотрах, подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда,жизнь отрядапоощрение детей.

В заключительный период смены может быть представлена рубрика «Как мы жили» с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели закрепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписью: «А напоследок я скажу», а дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

АНКЕТА (на начало смены)

Имя______________Фамилия_____________________Возраст______

Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

·                   Твои первые впечатления от лагеря?__________________________________________________________________

·                   Что ты ждешь от лагеря? __________________________________________________________________

·                   Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?__________________________________________________________________

·                   В каких делах ты хочешь участвовать?__________________________________________________________________

·                   Что тебе нравится делать?__________________________________________________________________

·                   Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?__________________________________________________________________

·                   Кто твои друзья в лагере? __________________________________________________________________

Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

Я пришел в лагерь, потому что __________________________________

Я не хочу, чтобы ______________________________________________

Я хочу, чтобы _________________________________________________

Я боюсь, что __________________________________________________

 

 

 

Спасибо большое за искренность :)

 


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

АНКЕТА(в конце смены)

Имя______________Фамилия_____________________Возраст_____

Для того, чтобы понять какие ошибки мы совершили, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

Что ты ожидал (а) от лагеря?_____________________________________________

Что тебе понравилось в лагере?___________________________________________

Что тебе не понравилось?________________________________________________

С кем из ребят ты подружился?___________________________________________

Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?______________________________________________________________________

Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?______________________________________________________________________

Было ли скучно в лагере?________________________________________________

Было ли тебе страшно?__________________________________________________

Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере?О чем?__________________________________________________________________

Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?_________________________________________

Что бы ты хотел(а) пожелать себе?________________________________________

Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?______________________________

Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам? ___________________________________

Самое важное событие в лагере? Было или оно?_____________________________

Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере? ________________________

Пожалуйста, закончи предложения:

Я рад, что ________________________________________________________

Мне жаль, что _____________________________________________________

Я надеюсь, что ____________________________________________________

Спасибо большое за искренность :)

 



 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

«Цепи кованные»

Игроки должны разделиться на две команды. На ровной площадке игроки команд встают друг на против друга (лицом к лицу) и берутся за руки, образуя цепь. Расстояние между командами 7 - 10 метров.

Игроки первой команды кричат: "Цепи кованные, раскуйте нас." Игроки второй команды спрашивают: "Кем из нас?"

Первая команда называет игрока, который, разбежавшись, должен разбить цепь. Если названному игроку удается разбить цепь противника, он забирает одного игрока по месту разрыва цепи. Если разорвать цепь не удалось, разбивающий игрок становится "звеном" противоположной команды.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Игра «Большая семейная фотография»

(на выявление социальных ролей)

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Организатор игры выступает в роли наблюдателя.

Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Необходимо обратить внимание на распределение ролей, активность-пассивность в выборе месторасположения.

Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Игра «О тебе и обо мне»

1.                  Суть данной методики заключается в том, чтобы в результате игры подростки выяснили, какими качествами личности они обладают.

2.                  Подросткам дается установка: «Представьте, что один из наших товарищей уехал от нас на год, мы стали по нему скучать, вспоминать какой он и вот что из этого получилось...» Ребята по одному выходят за дверь, а оставшиеся в аудитории вспоминают качества личности вышедшего и записывают их на листочек. Удивительно, что подростки всегда находят массу положительных и отрицательных качеств, но важ­но условиться, что отрицательных качеств не должно быть больше по­ложительных. «Вернувшемуся из поездки» устно зачитывают с листка качества, а листочек дарят на память для работы над собой.

3.                  Важно дать оценку всем подросткам группы, а не выборочно, так как это может спровоцировать конфликт. Во время игры взрослый не имеет права давать оценку никому из подростков.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ9

ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ:

1.                 Закон 00 точность (никогда не опаздывай)

2.                 Закон вежливости (каждый  должен быть вежливым и галантным)

3.                 Закон дома (чистота и порядок)

4.                 Закон имени (всегда говори правильно и красиво, называй своего товарища по имени, а своего старшего товарища по имени отчеству)

5.                 Закон дружбы (не бросай друга в беде, протяни ему руку помощи)- Один за всех и все за одного.

6.                 Закон привала (с песней по жизни, с друзьями на век)

7.                 Закон столовой:

а) всегда приходи в столовую очень голодный

б) мой руки перед едой

в) желай товарищу приятного аппетита

г) не оставляй в тарелке свою силу

д) после трапезы поблагодари

е) поел – убери за собой

8. Закон здоровья:

а) четко выполняй распорядок дня

б) каждое утро выполняй зарядку

в) участвуй в спортивных мероприятиях, побеждай, уважай соперника

 


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

СОЛДАТСКИЙ ПРИВАЛ

Конкурс 1 - «Воинские звания». Из отряда выбирают 1-2 человека. За 30 секунд надо написать как можно больше воинских званий.

Конкурс 2 - «Солдатская каша». Из отряда выбирают 2 человека. Обоим участникам завязывают глаза. И по команде один начинает кормить другого кашей. (Оценивают скорость и аккуратность.)

Конкурс 3 - «Отбой». Из отряда выбирают 1-2 человека. По команде участники расстилают матрас, постельное белье, раздеваются и ложатся.

По следующей команде проделывают все в обратном порядке: одеваются, складывают постельное белье, сворачивают матрас. (Оценивают быстроту и аккуратность.)

Конкурс 4 - «Солдатские прибаутки». Участники рассказывают солдатский анекдот или шутку.

Конкурс 5 - «Танцевальный». Из отряда выбирают 1-2 человека, и ребята исполняют танец «Яблочко».

Конкурс 6 - «Солдатская песня». В конкурсе участвует весь отряд. Дети инсценируют песню военной тематики.

Дата последнего обновления страницы 26.06.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Мы используем cookies для наилучшего представления нашего сайта, а так же для сервисов веб-аналитики Яндекс Метрика. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте, а также соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше. СОГЛАСЕН
Загружается...