
Информационная справка
1. Наименование детского оздоровительного лагеря |
Муниципальное бюджетное учреждение Детский оздоровительный лагерь «Чайка» |
2. Полное наименование программы |
Программа деятельности детского оздоровительного лагеря «Чайка» «Советские Каникулы. Взгляд из Прошлого» |
3. Авторы программы |
Заместитель директора по воспитательной работе – А.А. Тарало
Культурный организатор – П.П. Копьёва |
4. Цель программы |
Целью данной программы является создание условий для оздоровления, развития физических, творческих и интеллектуальных способностей детей и подростков, а также нравственное и патриотическое воспитание. |
5. Адресат проектной деятельности (категория и количество участников) |
Дети и подростки в возрасте от 7 до 17 лет
Количество участников: 100 детей на смене |
6. Сроки реализации программы |
25.06.2025 – 15.07.2025
19.07.2025 – 09.08.2025 |
7. Направление деятельности, направленность программы |
Спортивно-оздоровительная |
8. Краткое содержание программы |
Лагерная программа "Советские каникулы. Взгляд из прошлого" перенесет ребят в атмосферу пионерских лагерей СССР. Участники погрузятся в мир советской повседневности, познакомятся с играми, песнями и традициями того времени. Программа включает в себя мастер-классы по изготовлению поделок из подручных материалов (как делали в пионерских лагерях), обучение советским играм (классики, резиночки, салки), изучение советских песен и танцев, просмотр советских мультфильмов и кинофрагментов. В программе также запланированы тематические конкурсы, викторины, спортивные соревнования, а кульминацией станет "пионерский костер" с песнями под гитару. |
9. Ожидаемые результаты |
1. Успешная адаптация детей и подростков к жизнедеятельности в лагере через реализацию принципов индивидуального подхода к каждому ребёнку.
2. Увеличение числа детей и подростков, ведущих здоровый образ жизни.
3. Создание доброй атмосферы в лагере, учитывая систему коммуникаций между детьми разного возраста.
4. Получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, социальной активности.
5. Развитие мышления, логики, интуиции и патриотизма.
|
10. Адрес организации |
632561 Новосибирская область, Чулымский район, село Новоиткульское, ул.Сибирская, 50 |
11. Ф.И.О. руководителя организации |
Наталья Николаевна Кондратьева |
12. Число педагогов, уровень их квалификации |
Педагогический состав:
– студенты педагогических ВУЗов – 10 чел.;
– преподаватели общеобразовательных школ – 0 чел. |
Краткая характеристика участников программы
В период летней кампании 2025 года МБУ ДОЛ «Чайка» планирует принять детей в возрасте от 7 до 17 лет. Дети разного социального статуса: дети из полных семей, дети из неполных семей, дети-сироты, дети ТЖС, дети участников СВО.
Прибывшие в лагерь дети будут разделены на отряды согласно возрастному критерию.
В ДОЛ «Чайка» создана уникальная среда, в которой ребенок может получать и применять свои знания, умения и навыки, однако имеющих результат, который является ступенью к освоению новых компетенций:
– спортивное направление;
– общелагерные мероприятия призваны развить у детей и подростков социально-полезные навыки, познавательный интерес к различным сферам жизни, углубить знания о комплексном понимании здорового человека и активного гражданина;
– проектные мероприятия (творческо-патриотические проекты) отражают идею развития лидерского потенциала, креативного мышления и умения командной работы в различных позициях;
– сквозные мероприятия (не в тематику смены) направлены на самореализацию и творчество, удовлетворение потребностей детей в физической активности, возможность проявить скрытые таланты и личностные качества.
Целевой блок программы
Целью данной программы является создание условий для оздоровления, развития физических, творческих и интеллектуальных способностей детей и подростков, а также нравственное и патриотическое воспитание, через знакомство с культурой и бытом СССР.
Задачи:
1.Создать условия для расширения кругозора детей и подростков в условиях ДОЛ.
2.Создать условия для формирования мотивации к ведению здорового образа жизни.
3.Формировать этические, нравственные, патриотические нормы на художественных образах.
4. Показать, что традиции народной культуры имеют большое значение в развитии личности подрастающего поколения.
5.Создание условий для получения знаний отдыхающими в области логики, анализа, интуиции.
Предполагаемые результаты:
1. Успешная адаптация детей и подростков к жизнедеятельности в лагере через реализацию принципов индивидуального подхода к каждому ребёнку.
2. Увеличение числа детей и подростков, ведущих здоровый образ жизни.
3. Создание доброй атмосферы в лагере, учитывая систему коммуникаций между детьми разного возраста.
4. Получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, социальной активности.
5. Развитие мышления, логики, интуиции и патриотизма.
Основополагающие принципы программы
Принцип сотрудничества.Определение общих целей педагогов и детей, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Принцип мотивации деятельности. Учет пожеланий детей при включении их в какую-либо деятельность; наличие цели - доступной, понятной, осознанной; доверие ребёнка при выборе средств и способов достижения поставленной цели.
Принцип вариативности.Создание условий для выбора ребятами форм деятельности; поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.
Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации, самоутверждению. Использование гуманистических личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания в работе с детьми.
Принцип событийности. Наличие ярких запоминающихся событий, творцами и участниками которых являются члены коллектива.
Принцип патриотического образования. Постижение культуры и традиций родного края, вовлечение в практическую деятельность.
Критерии и способы оценки качества реализации программы
Для того, чтобы программа начала работать, нужно создать условия, чтобы каждый участник процесса (вожатый и ребенок) нашел свое место, имел мотивацию к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
– Постановка реальных целей и планирование результатов программы.
– Соответствие содержания мероприятий уровню подготовки и развития детей.
– Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы.
– Эмоциональное состояние детей, благоприятный психологический климат.
– Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы, результатами деятельности.
– Творческое сотрудничество взрослых и детей.
– Личностный рост детей, степень их самореализации в творческой и познавательной деятельности.
– Сохранность физического и психологического здоровья детей.
– Готовность воспитанников к активной социальной жизни.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях может повысить социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
При хорошей организации питания, медицинских наблюдений и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы.
Игровая идея и механизм реализации программы
Содержание деятельности ДОЛ «Чайка» включает 3 периода:
1. Организационный период определяется мероприятиями:
– Знакомство отдыхающих с правилами проживания в лагере, знакомство с территорией лагеря;
– Формирование временного детского коллектива; выявление лидеров в отряде; выявление уровня притязаний, творческого, лидерского потенциала;
– Знакомство с программой смены, подведение итогов орг. периода.
– Формы и методы: наблюдение, анкетирование, игры на знакомство,
взаимодействие, игры на развитие коммуникативных навыков; включение ребят в тематику смены посредством тематических игр (игр погружения).
2. Основной периодпредполагает:
– Обеспечение условий для реализации программы смены;
– Развитие творческих, интеллектуальных, спортивных навыков;
– Предоставление возможностей творческой и лидерской самореализации каждого участника;
– Помощь в решении личностных проблем детей;
– Качественная организация совместной деятельности детей и взрослых;
– Обеспечение возможностей для развития личности ребёнка.
В этот период проводятся основные мероприятия: КТД, спортивно - состязательные, познавательно - развлекательные игры; тематические игры и творческие проекты, беседы на тему ПДД, ЗОЖ, «минутки здоровья». В ходе смены детям предоставляется возможность показать свои нравственные, коммуникативные качества, раскрыть творческие способности и патриотические ценности каждого участника лагерной смены.
3. Заключительный период включает:
– Оценку деятельности отряда и отдельного отдыхающего;
– Диагностику успешности реализации программы смены;
– Подготовка эмоционального состояния ребенка для окончания смены;
– Выработку рекомендаций на новый лагерный сезон.
Игровой сюжет «Советские Каникулы. Взгляд из Прошлого»
Лагерная программа "Советские каникулы. Взгляд из прошлого" перенесет ребят в атмосферу пионерских лагерей СССР. Участники погрузятся в мир советской повседневности, познакомятся с играми, песнями и традициями того времени. Программа включает в себя мастер-классы по изготовлению поделок из подручных материалов (как делали в пионерских лагерях), обучение советским играм (классики, резиночки, салки), изучение советских песен и танцев, просмотр советских мультфильмов и кинофрагментов. В программе также запланированы тематические конкурсы, викторины, спортивные соревнования, а кульминацией станет "пионерский костер" с песнями под гитару.
Лагерь делится на 4 отряда. Каждый отряд имеет свой знамя и цвет. В течении всей смены отряды соревнуются за кубок лагеря, набирая баллы. За достижения и промахи каждого пионера – как академические, так и дисциплинарные, могут быть начислены или сняты баллы с его отряда
Также, у каждого ребенка есть личный рейтинг, который будет пополняться валютой лагеря (ЛЕНИНКИ) за активное участие в жизни отряда и лагеря в целом.
Во главе пионерского лагеря стоит – Директор лагеря, заместитель директора и культурный организатор. Во главе каждого пионерского отряда стоит старший вожатый (вожатые). На каждом пионерском отряде есть староста (лидер отряда, выбираемый всем отрядом).
Задача каждого отряда на первоначальном этапе – это подготовить отрядный уголок. В отрядный уголок должно входить: название отряда, девиз отряда, песня отряда, список детей, экран настроения и т.д.
Механизм реализации смены
Становясь участниками смены, ребята получают возможность совершенствовать свои личностные качества, познакомиться с культурой и бытом эпохи СССР, развивать навыки коммуникации, научиться справляться с эмоциями и развивать творческий потенциал, а также эмоциональный интеллект, патриотизм.
Данная смена захватывает разнообразный спектр видов деятельности: спорт и искусство. Поэтому каждый ребенок получит возможность реализовать себя в любом из направлений.
Ключевые мероприятия
«Пионер, будь готов!» - игра-погружение
Данное мероприятие направлено на погружение детей в тематику смены. С помощью игровой легенды, антуража и музыкального сопровождения участники смены оказываются в советском парке.
Технология смены будет показана в формате общелагерной игры: ребятам предстоит самостоятельно подготовить свои горны (пионерский атрибут для подачи сигналов и звукового сопровождения пионерских ритуалов). Посредствам комплексных игровых мероприятий участники смены понимают, что им необходимо сделать.
Педагогические задачи:погружение в тематику смены; формирование ВДК;создать условия для развития социального и духовного здоровья.
«Время первых» - ситуационная игра
Каждый отряд создает на территории лагеря свою локацию, которая является рабочим местом пионера. Комплекс мероприятий развивает качества ребенка в следующихнаправлениях: искусство, интеллект, творческие способности.
Педагогические задачи: создать условия для развития интеллектуальных способностей ребенка;развить логическое мышление;развить и улучшить спортивные навыки;создать условия для развития социального и духовного здоровья; создать условия для развития творческих качеств.
«Советские каникулы» - шоу-программа
Наступило время познакомиться с отрядами, которые представят свой неповторимый стиль, традиции и фишки, а также покажут свои особенности. Каждый отряд подготовит творческое выступление, в ходе которого раскроет свое название и покажет неповторимую атмосферу своего отряда. Мероприятие направлено на знакомство отрядов друг с другом через творческий номер.
Педагогические задачи:создать условия для раскрытия творческого потенциала участников смены;формирование культурно-нравственных ценностей;создать условия для развития социального и духовного здоровья.
«Сделай громче» - тематическая дискотека
Развлекательное мероприятия для поднятия эмоционального состояния детей и подростков. Состоит из четырех этапов: танцевального, музыкального, логического и «кот в мешке». Все отряды заявляют определённое количество детей для участия в каждом этапе. В завершении программы, детей ожидает сюрприз в виде дополнительного задания, в котором себя смогут проявить их вожатые.
Педагогические задачи:создать условия для взаимодействия участников смены;удовлетворить потребности в самореализации в творческом направлении;развитие лидерских качеств;создать условия для развития социального и духовного здоровья.
«Красная волна» - творческий проект
Каждый отряд получает задание - создать творческий номер в тематику тура. Тематика выбирается заранее. Данный проект имеет систему оценивания по определенным критериям: раскрытие идеи, артистизм и посыл. Данный проект реализуется в три тура. Отряд, набравший наибольшее количество баллов по итогам трёх туров, становится победителем данного проекта и получает памятные призы.
Педагогические задачи: создать условия для развития интереса к творческой деятельности; создать условия для развития и формирования социальной активности; развивать у отдыхающих детей и подростков осознание ценностного отношения к себе, искусству и творчеству; создать условия для развития социального и духовного здоровья.
«DANCEBATTLE» - конкурсно-игровая программа
Мероприятие направленно на поднятие эмоционального уровня в отрядах. Каждый отряд создает костюмы в определенной стилистике. И на самом мероприятии сражаются в танцевальных умениях, как всем отрядом, так и определенными его представителями, включая вожатых.
Педагогические задачи:создать условия для развития интереса к творческой деятельности;создать условия для развития социального и духовного здоровья;создать положительный эмоциональный фон.
«Финишная прямая. Кубок Лагеря»- финальная игра
В финальной игре отряды должны показать, на что способен каждый. С помощью данной игры выявляется победитель смены, который заберет кубок лагеря.
Педагогические задачи: подведение итогов смены; логическое завершение тематики смены; выявление отряда-победителя
Использованная литература
1. Данилков А. А., Данилкова Н. С. Детский оздоровительный
лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив //Новосибирск:
Изд. НГПУ. - 2016. - С. 86-91.
2. Киселев Н. Н., Киселева Е. В. Воспитывающая среда
образовательной организации: сущностные характеристики, компоненты,
ресурсы //Модели создания воспитывающей среды в образовательных
организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: наука,
технологии, практики. - М.: МПГУ, 2018. - С. 104-112.
3. Куприянов, Б. В. Организация и методика проведения игр с
подростками. Взрослые игры для детей / Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И.
Фришман. - М.: Владос, 2001. - С. 98-104.
4. Лазарева А.Г. Организация жизни детей в летнем лагере/ А.Г.
Лазарева, З.И. Невдахина, Г.М. Орябинская, Е.С. Туренская // Воспитание
школьников. - 2018. - No2. - С.17 - 21.
5. Лето. Дети. Лагерь. Сборник программ загородных лагерей. – Омск, 2002.
6. Программа и методические рекомендации по организации спортивно-оздоровительного лагеря. – М., 2003.
7. Ребенок в зазеркалье лета: анализ, концепция и перспективы развития системы отдыха детей. – М., 1992.
8. Шульга И.И. Реальность и перспективы менеджмента в детском
оздоровительном лагере // Педагогическая экспертиза летнего детского
оотдыха: сборник научно-методических материалов. - Новосибирск: НГПУ. -
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РЕЖИМ ДНЯ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО
ЛАГЕРЯ «ЧАЙКА»
ЧУЛЫМСКОГО РАЙОНА
Вся деятельность детского оздоровительного лагеря «Чайка» подчинена режиму, соблюдение которого – залог успешного отдыха и оздоровления.
Режим дня детского оздоровительного лагеря «Чайка» — это гигиенически и педагогически распланированная дозировка всех компонентов, составляющих активную жизнь детей в лагере:
8:30-9:00 |
Подъем + УРМ |
9:00 |
Зарядка |
9:10 |
Старт дня |
9:20 |
ВЛГ + уборка |
10:00 |
Завтрак |
10:30-11:30 |
Отрядные мероприятия |
11:30-13:00 |
Общелагерные физкультурно-спортивные мероприятия |
13:00-14:00 |
Обед |
14:00-16:00 |
Послеобеденный дневной отдых |
16:00 |
Подъем + уборка |
16:30 |
Полдник |
17:00 |
Общелагерные досуговые мероприятия |
19:00-20:00 |
Ужин |
20:00-21:00 |
Общелагерные творческие мероприятия |
21:00-21:30 |
Второй ужин |
21:30-22:30 |
ВЛГ, подготовка ко сну |
22:30 |
Отбой |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИМЕРНАЯ ПЛАН-СЕТКА
«ПРИКОСНУВШИСЬ К ВОЛШЕБСТВУ»
№ |
УТРО |
ДЕНЬ |
ВЕЧЕР |
1 |
Заезд, расселение, операция «Уют» |
Экскурсия по лагерю + игры на знакомство
Проведение инструктажей по ТБ
Работа над имиджем отряда |
«Салют!» программа знакомств
Искра |
2 |
Игровой ажиотаж
Игры на знакомство/ взаимодействие/ командообразование |
Работа над имиджем отряда, оформление отрядных мест |
Подготовка к шоу-программе визитных карточек |
3 |
Тематический подъем
Репетиция открытия
Оформление отрядных мест |
Церемония открытия смены |
«Советские каникулы»
шоу-программа
Дискотека |
4 |
«Сломанный магнитофон» квест-игра от Движения Первых
|
Пионер, будь готов!
|
СТАРТ ОТРЯДНОЙ ПРОГРАММЫ
Отрядное дело №1 |
5 |
Олимпиада – 80
регби
|
Подготовка к творческому проекту |
«Красная волна» 1 тур творческого проекта
Дискотека
Рефлексия |
6 |
«Вдали от дома»
Конкурс видеороликов
Мероприятие от ЦБ |
«Салочки»
сюжетная игра |
«Время первых» ситуационная игра |
7 |
«Лето без интернета» - игровая развлекательная программа от РДКиД
|
Подготовка к гостеваниям
|
«Добро пожаловать в Союз» гостевания |
8 |
«Взгляд в прошлое» |
«Быстрее. Выше. Сильные »
Квест-игра, посвященная году Защитника Отечества от Дни Первых |
Игры отрядные на улице |
9 |
Чемпионат по пионерболу
|
«Волшебные существа» сюжетная игра |
«Dancebattle» развлекательная дискотека |
10 |
Медиана смены
Тематический подъем
Акция от вожатых +
ПДН |
Отрядное дело №2 |
Просмотр фильма
Огонек-анализ |
11 |
Олимпиада – 80 футбол
|
Подготовка к вечернему мероприятию
|
«Дети фестиваля» |
12 |
«Наше лето» - игровая развлекательная программа РДКиД |
Подготовка к творческому проекту
|
«Красная волна» 2 тур творческого проекта
Рефлексия
|
13 |
Спортивная эстафета от ДЮСШ |
«Лей, лей не жалей» |
Отрядное дело №3
|
14 |
День семьи, любви и верности
Тематический подъем
Акция «Моя любимая семья» |
Подготовка к творческой программе |
«Это была любовь» творческая программа
Дискотека |
15 |
Программа от РДКиД «Ликбез» Ситуационная квест- игра
|
Подготовка к конкурсной программе |
«Мисс Чайка 2024» конкурсная программа |
16 |
Акция «Тайный друг»
Шкатулка впечатлений «Салют»
|
Итоговое отрядное дело №4
|
«КВН»
Рефлексия |
17 |
Игровая развлекательная программа от РМЦ |
Подготовка к конкурсной программе |
«Мистер Чайка 2024» конкурсная программа |
18 |
«В замкнутом мире» интерактивная игра |
Подготовка к творческому проекту |
«Красная волна» 3 тур творческого проекта
Дискотека
Рефлексия |
19 |
Акция «Спасибо, пионерскому лагерю!» |
Ярмарка |
«Финишная прямая. Значок Пионера»
финальная игра |
20 |
Тематический подъем
операция «Спутник»
Подготовка к выпускному балу |
Церемония закрытия смены, подведение итогов |
«Летний бал» выпускной бал
Дискотека, костёр, кафе |
21 |
ОТЪЕЗД |
Положение об отрядном уголке
Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива. Отрядный уголок — это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая. Отрядный уголок — это творчество Ваше и детей, но тем не менее, хотим дать некоторые советы, которые Вам помогут:
1. Уголок должен быть «говорящим», т.е. содержание и его рубрики должны меняться.
2. Уголок должен отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).
3. В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети. В работе над уголком можно выделить три периода: Заезд детей в лагерь в орг.период; основной период; заключительный период смены.
К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики, например, (необходимые только для орг.периода):
1. «Это наш лагерь» (краткие данные о лагере).
2. Поздравление с приездом.
3. Законы лагеря.
4. План на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя.
В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда: соревнования, подготовка к отрядным делам, праздникам, участие в творческих конкурсах, смотрах, подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда, жизнь отряда, поощрение детей.
В заключительный период смены может быть представлена рубрика «Как мы жили» с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели закрепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписью: «А напоследок я скажу», а дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания.
АНКЕТА (на начало смены)
Отряд ______ Возраст_____
Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
·Твои первые впечатления от лагеря? ________________________________________________________________________
·Что ты ждешь от лагеря? ________________________________________________________________________
·Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех? ________________________________________________________________________
·В каких делах ты хочешь участвовать? ________________________________________________________________________
·Что тебе нравится делать? ________________________________________________________________________
·Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других? ________________________________________________________________________
·Кто твои друзья в лагере? ________________________________________________________________________
Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому что __________________________________
Я не хочу, чтобы ______________________________________________
Я хочу, чтобы _________________________________________________
Я боюсь, что __________________________________________________
Спасибо большое за искренность :)
АНКЕТА(в конце смены)
Отряд ______ Возраст_____
Для того, чтобы понять какие ошибки мы совершили, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
Что ты ожидал (а) от лагеря? _____________________________________________
Что тебе понравилось в лагере? ___________________________________________
Что тебе не понравилось? ________________________________________________
С кем из ребят ты подружился? ___________________________________________
Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему? ______________________________________________________________________
Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену? ______________________________________________________________________
Было ли скучно в лагере? ________________________________________________
Было ли тебе страшно? __________________________________________________
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем? ______________________________________________________________________
Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас? _________________________________________
Что бы ты хотел(а) пожелать себе? ________________________________________
Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам? ______________________________
Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам? ___________________________________
Самое важное событие в лагере? Было или оно? _____________________________
Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере? ________________________
Пожалуйста, закончи предложения:
Я рад, что ________________________________________________________
Мне жаль, что _____________________________________________________
Я надеюсь, что ____________________________________________________
Спасибо большое за искренность :)